КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ: МИССИЯ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И РОЛЬ АКАДЕМИЧЕСКИХ ГИЛЬДИЙ
МАСТЕРОВ/НАСТАВНИКОВ (Актуализированная версия)
Задачи:
Учредить Евразийский научно-образовательный консорциум на базе академических и
университетских сообществ России, Китая, Индии, Ирана, Казахстана, Монголии и других
стран-партнеров.
Преамбула и Концепция Учредительской-постановочной конференции
«Humboldt-Gumilev-Trubachev Nexus: Лингвогеография, Этносфера и Историческая Память
в контексте евразийской интеграции»
18 сентября 2025 года
ПРЕАМБУЛА: О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ, ПРОСТРАНСТВЕ И ВЫЗОВАХ ВРЕМЕНИ
В 2025 году научное сообщество России и всего евразийского пространства отмечает две
выдающиеся даты, подчеркивающие глубину и непрерывность отечественной научной
традиции: 220-летие Императорского Московского общества испытателей природы
(ИМОИП) и 180-летие Императорского Русского географического общества (ИРГО). Эти
учреждения, рожденные в лоне Императорского Московского университета и по воле
российских самодержцев, заложили фундамент системного, междисциплинарного
изучения России и Евразии как единого природно-культурного организма. От трудов
Ломоносова, Гумбольдтов, Менделеева, Вернадского, Пржевальского тянется нить
преемственности к современным вызовам.
Историческая роль ученых ИМОИП и ИРГО заключалась не только в накоплении знаний,
но и в стратегическом освоении пространства, формировании образовательного и
научного суверенитета страны. Сегодня, в условиях формирования новой многополярной
архитектуры мира, инициированной лидерами России и стран БРИКС, и стратегического
«разворота на Восток», провозглашенного Президентом России В.В. Путиным, эта миссия
приобретает новое, судьбоносное звучание.
На пересечении путей истории, языка, мифа и земли, освоенных усилиями ИМОИП и
ИРГО, рождается целостное знание о человечестве. Наследие Вильгельма фон Гумбольдта,
видевшего в языке дух народа, и Александра фон Гумбольдта, положившего начало
системному изучению взаимосвязи природы и человека, встречается со страстной
пассионарностью Льва Гумилёва и скрупулезной текстологической и лингвистической
школой Олега Трубачёва. Гумбольдтские чтения (по исторической географии), Гумилёвские
чтения (по этнологии) и Трубачёвские чтения (по исторической лингвистике) выступают
наследниками этой великой традиции, освещая единую реальность разным, но
взаимодополняющим светом.
Лекторий академической трибуны Менделеевского проекта (секция философских и
методологических проблем естественных наук Московского общества испытателей
природы при МГУ) сегодня является активной площадкой для кристаллизации этих
междисциплинарных инициатив. Он выступает преемником традиций и современной
«гильдией мастеров-наставников» — сообществом признанных ученых, чья задача
заключается в передаче комплексного методологического инструментария новому
поколению исследователей из стран ШОС и БРИКС.
Таким образом, их диалог через время и пространство научных дисциплин создаёт единое
поле для понимания того, как Язык и Миф осваивают Пространство и порождают Этнос.
Настоящая конференция призвана стать учредительной площадкой для запуска
долгосрочной программы, где слово становится артефактом, былина — летописью, а
каждое исследование служит укреплению научно-гуманитарного суверенитета
евразийского пространства.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ: МИССИЯ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И РОЛЬ АКАДЕМИЧЕСКИХ ГИЛЬДИЙ
МАСТЕРОВ/НАСТАВНИКОВ
Миссия:
Создание международного междисциплинарного сообщества ученых нового поколения
из стран ШОС и БРИКС, владеющих комплексным инструментарием исторической
географии, лингвистики и этнологии для решения фундаментальных вопросов
формирования и взаимодействия культур и народов Евразии, а также для поддержки
стратегических задач евразийской интеграции.
Цели:
Образовательная: Формирование кадрового резерва ученых-евразийцев через систему
магистратуры, аспирантуры и академической мобильности между ведущими вузами
России и стран-партнеров.
Научная: Инициирование и координация комплексных междисциплинарных
исследований историко-культурных и лингвистических ландшафтов Евразии (Великий
шелковый путь, Степной пояс, Сибирь и Дальний Восток).
Гуманитарно-политическая: Укрепление «мягкой силы» и научно-гуманитарного
суверенитета стран ШОС и БРИКС через продвижение собственной евразийской,
междисциплинарной модели познания, альтернативной узко западным подходам.
Задачи:
Учредить Евразийский научно-образовательный консорциум на базе университетов
России, Китая, Индии, Ирана, Казахстана, Монголии и других стран-партнеров.
Разработать и внедрить единые магистерские и аспирантские программы «двойного
диплома» по направлению «Комплексные евразийские исследования».
Учредить систему именных стипендий (имени Д.И. Менделеева, братьев Гумбольдтов,
Л.Н. Гумилёва) для молодых ученых.
Организовать ежегодные полевые экспедиции и школы в ключевых регионах Евразии.
Создать цифровую платформу («Цифровой Атлас кочевых империй и торговых путей
Евразии») для интеграции和研究 данных.
Ключевой принцип: Синергия «кабинетной науки» и «полевых исследований»
через глобальную академическую мобильность при координирующей и
методологической роли Гильдий мастеров-наставников.
Роль Гильдий мастеров-наставников лектория Менделеевского проекта (ИМОИП,
РГО):
Методологическое руководство: Разработка единых образовательных
стандартов и исследовательских программ, основанных на принципах
междисциплинарности.
Курация и менторинг: Закрепление за каждым научным направлением и
экспедиционной группой ведущего наставника из числа членов гильдии.
Экспертиза: Оценка и отбор заявок на grants, руководство подготовкой
диссертационных исследований и публикаций.
Сеть и интеграция: Использование авторитета и международных связей членов
ИМОИП и РГО для развития консорциума и привлечения партнеров.
Структура реализации программы (рассчитана на 24 года — четыре
шестилетних цикла)
Цикл Период Название Ключевые задачи Роль Гильдий мастеров
I 2025-2031 «ЗАКЛАДКА ФУНДАМЕНТА» Создание консорциума. Launch
образовательных программ. Первые полевые школы в ЦА и на Урале. Проведение
установочных методологических семинаров. Отбор первых стипендиатов.
II 2031-2037 «ГИПОТЕЗЫ И КОНТЕКСТЫ»Углубленные стажировки для работы с
архивами. Формирование тематических research groups. Курация групп (напр.,
«Топонимика Шелкового пути»). Экспертиза первых результатов.
III 2037-2043 «СИНТЕЗ ЗНАНИЙ» Запуск мега-проектов (Цифровой Атлас).
Подготовка комплексных монографий. Руководство мега-проектами. Экспертиза
публикаций.
IV 2043-2049 «АПРОБАЦИЯ И ТРАНСЛЯЦИЯ» Расширение на новые страны
ШОС/БРИКС. Выездные школы под руководством выпускников программы.
Формирование на базе ИМОИП и РГО постоянного Международного комитета по
евразийским исследованиям.
Итог: Программа станет не только кузницей кадров, но и действенным инструментом
реализации стратегических foreign policy целей России и ее партнеров, предлагая
основанную на глубоких исторических традициях модель познания и развития
евразийского пространства.